Мельхиор Мастер-над-игрой ![]() Модератор Чингис-хан (15) 14951 сообщение ![]() ![]() ![]() ![]() |
При наличии условий для формирования того или иного юнита, в балансе игрока напротив наименования данного юнита должно стоять «доступно». При отсутствии условий (МП < численности армии, дефицит какого-либо требуемого ресурса, культурные ограничения и т.п.) высвечивается надпись «не доступно» и игрок не может произвести его найм. Некоторые виды юнитов доступны только странам определенной культурной группы (например, Боевые слоны доступны только народам Юга). 10.2. МП и ВУ МП (мэн пауэр) – лимит призывного населения страны. Размер МП означает, сколько военных юнитов в данный момент может иметь страна. МП напрямую зависит от численности населения страны. Дополнительно МП увеличивают национальные и региозные особенности населения, некоторые нац.идеи, постройка Казарма. При нехватке МП найм новых военных юнитов и бригады невозможен. Снижение МП происходит вследствие сокращения населения, а также при захвате врагом территорий страны (захваченные провинции не поставляют призывное население). МП автоматически тратится на поддержание оккупации захваченных территорий, что должны учитывать страны-агрессоры. ВУ (военная усталость) – показатель истощения страны, при котором снижается лояльность населения к центральному правительству. ВУ проявляется в увеличении риска восстания (РВ) в провинциях и городах страны. ВУ растет вследствие военных потерь и контроля врагом захваченных территорий страны. Некоторые нац.идеи и миссии призваны снижать скорость накопления или увеличивают скорость снижения военной усталости. ВУ естественным образом снижается в мирное время. 10.3. Найм и содержание войск За ход игрок может нанять любое количество юнитов в пределах его лимита мобилизации (см.ниже), МП, материальных и финансовых возможностей. На стоимость формирования армии влияют: • Изученные технологии. • Индивидуальные особенности ряда персонажей. • Уклон во ВП в национализм • Выполнение ряда специальных миссий и принятие нужных нац.идей. В балансах указаны стоимость содержания любого военного юнита. Кроме армии, в военные расходы входят цена содержания военных построек. Найм/ввод новых юнитов возможен только на собственной территории (игрок указывает провинцию/город где данный юнит появляется по его приказу), учитывая следующие ограничения: 1) Размер единовременного набора войск (пехота и кавалерия) зависит от размера провинции и принадлежности к титульной нации (см. число в квадратных скобках в соответствующем окне баланса). Ввод в строй юнита произойдет в выбранной провинции. В захваченных провинциях/городах набор войск не возможен. 2) Морские юниты (включая КОР) можно вводить в строй только в прибрежных городах с постройками морской инфраструктуры (гавань, порт, порт-терминал) или судопроизводства (верфь, судо/завод). 3) Бригады (включая артиллерию) могут быть наняты в любой провинции без ограничений. Нанятые/введенные в строй юниты не могут в этот же ход принимать участие в наступательных боевых действиях (в оборонительных боях – могут). 10.4. Ширина фронта и лимит флотилии Ширина фронта – допустимое кол-во юнитов (бригады учитываются с коэф.0,5), которое может вступить в бой с каждой стороны с учетом особенности окружающей местности (ландшафта). Если в бой вступает больше юнитов, чем допустимо для данных условий, то общая сила армии пропорционально уменьшается. Ширина фронта для разных ландшафтов: - Горы – 2 юнита; - Болото – 3; - Леса, Джунгли – 4; - Холмы, Тундра – 5; - Город – 6; - Пустыня – 7; - Равнина, Степь – 10. Для морских сражений аналогичную роль играет лимит флотилии. Он различен для разных типов акваторий – в море (внутренние водные объекты: 1-5 м/з, 12-13 м/з, 16-24 м/з, 32 м/з) лимит равен 3 юнитам, в Океане (остальные м/з) – 5 юнитам. Увеличивают нормальную ширину фронта и размер флотилии соответствующие советники – Полководец с перком «Т» (Тактик) и Мореплаватель с перком «А» (Адмирал). 10.5. Бонусы и штрафы к силе юнитов и бригад В приведенной ниже таблице схематично указаны где (ландшафт) или при каких видах военных действий (оборона или атака, штурм и т.п.) юниты имеют бонусы и штрафы к своей номинальной силе. Указанное, в частности, означает, что например конные лучники имеют бонус при бое в степи и штраф при бое в болотах, а СВ имеет бонус при обороне и, соответственно, штраф при атаке. 10.6. Военный опыт Выигранные сражения ведут к увеличению военного опыта страны. Также на рост опыта влияет наличие в стране Академии и выполнение миссий. Если страна находится в мире, то ее военный опыт снижается на 0,5/ход. Полученные очки военного опыта используются как условие для изучения продвинутых военных и флотских тактик, указанных в балансе. 10.7. Бонусы от местности и тактики В зависимости от типа местности, на которой идет бой, юниты имеют разный показатель своей силы (см.таблицу выше). В зависимости от решаемой задачи, вне зависимости от случайностей, присутствуют следующие бонусы/штрафы: 1) «Атака через реку»: -25% к общей силе. Если в составе армии есть бригада сапёров или происходит переход в провинцию, в которой есть Мост, то штрафа к силе нет. 2) «Десант с моря»: -75% к общей силе. 3) «Удобство обороны»: +0,5-3 БО к общей силе. Если обороняющаяся армия принимает бой в удобной для устройства обороны местности – холмы (+0,5), лес и джунгли (+1), болото (1,5), горы (2) – то она имеет бонус к силе. 10.8. Бригады Бригады – специализированные отряды, приписываемые к основным юнитам с целью повышения их эффективности или повышения функциональности. Бригады также имеют свою силу и требуют денежного содержания и траты МП. Осадная артиллерия (арт) – увеличивает силу армии при штурме и обороне городов, снижает бонус защитных сооружений, позволяет вести обстрелы городов; Полевая артиллерия (пуш) – увеличивает силу армий в полевых сражениях; Сапёры (сап) – снимают штраф форсирования рек, а также имеют бонус к силе при штурме; Гарнизоны (гар) – имеют бонус при бое в городе и штраф при атаке; Метательные машины (мм) – помогают вести осаду и оборону города. Бригады дополняют не любой юнит, а только следующие: - мм прикрепляются к ЛВ, СВ - пуш/арт - к СВ, Стр, Пх, Ег, Др. - сап – к Пх и Гр - гар – СВ, Стр, Пх У атакующей стороны бригады учитываются при расчете ширины фронта как 0,5 юнита, т.е. например 1 Пх + пуш будут «весить» 1,5 очка при расчете ширины фронта, у обороняющейся стороны бригады не занимают места в расчете размера армии. 10.9. Боевые действия Из одной провинции (провинции агрессора) в другую провинцию (провинцию защитника) может быть нанесет только 1 удар. Если провинция обороняющейся стороны граничит с двумя и более провинциями агрессора, то последний может нанести по ней удары из всех своих провинций. Соответственно данному правилу, из одной м/з может быть совершен только 1 десант в конкретную прибрежную провинцию. Если прибрежная провинция граничит с несколькими м/з, то десант может быть несколькими волнами из нескольких м/з. Столкновение двух враждебных армий приводит к бою между ними. Для обеих сторон подсчитываются боевые очки (БО). БО сторон равны сумме сил всех входящих в армию подразделений с учетом особенности местности. Успех сражения зависит от того, чья сторона будет иметь превосходство в БО, а величины потерь – от соотношения сил сторон. При ведении боевых действий следует разделять разные режимы боя: бой на открытой местности, штурм города, обстрел и т.п. Войска, размещенные в провинции, стоят «в поле». Войска, находящиеся в городах – в городах. Бой на открытой местности происходит при вторжении врага в провинцию, в которой находятся войска защищающейся стороны. При этом сила обороны может быть увеличена за счет фортификационных построек провинции и особенностей местности. Победа агрессора в бое на открытой местности влечет утрату оставшихся очков движения (войска остаются в данной провинции и больше не могут выполнять другие действия). Войска, ведущие боевые действия на своей территории не имеют данного ограничения (после выигранного боя они могут выполнять другие военные приказы – перейти в другую провинции, штурмовать город и т.п.) Если войска агрессора вошли в беззащитную провинцию, то они могут: • Перейти в другую провинцию (продолжить движение) – см. ниже. • Начать штурм города, если он есть в этой провинции. В случае проигрыша агрессора в сражении на открытой местности, его оставшиеся войска считаются отступившими в исходную провинцию. В случае проигрыша боя в провинции атакованная сторона отступает в город (если он есть в этой провинции) или в другую провинцию страны. Штурм города При штурме происходит бой с силами врага, размещенными внутри города. Оборонявшие город войска, де-факто уцелевшие при удачном штурме, попадают в плен (см.ниже). Если по стечению обстоятельств внутри города одновременно оказываются войска противников, то ведется городской бой. Нападающим в этом случае является страна, чей ход в очередности хода будет выше. Морской бой Если в заданной м/з встречаются флоты противоборствующих стран, в ней происходит морское сражение. Флот, выигравший бой, может продолжать выполнение порученного ему задания (дальнейшее движение, десантирование). Флот, проигравший сражение, автоматически перемещается в соседнюю м/з. Морской десант Морской десант осуществляется силами, размещенными к моменту атаки на море. Флот (галеоны и линкоры) входящий в состав флотилии увеличивает боевую мощь атаки (поддержка с моря огнем). В состав сил морского десанта могут входить любые военные юниты и любые бригады страны-агрессора. Десантирование проводится исключительно В ПРОВИНЦИЮ, т.е. нельзя высадить с моря силы сразу в город, минуя окружающую его местность. Исключение составляют такие ситуации, когда десант осуществляется в город, который не имеет вокруг себя провинции (страна владеет только городом, а прилегающая провинция принадлежит другому игроку). 10.10. Организация армии и флота Организация армии и флота – это сплав дисциплины и боевого духа. На практике этот показатель является коэффициентом, на который увеличивается сила войск и флота страны. Уклон ВП в Милитаризацию увеличивает организацию армии и флота, уклон в Децентрализацию, наоборот, снижает. Кроме того, следует учитывать, что деятельность вражеских шпионов также снижает организацию войск и флота. 10.11. Окружение Окруженными считаются СУХОПУТНЫЕ войска, которые при проигрыше боя в поле не имеют возможности отступить в другую провинцию или укрыться в городе этой провинции. Войска, оставшиеся в живых после удачного штурма города, также считаются окруженными и подлежат пленению. Плененные войска распускаются победителем. 10.12. Передвижение войск и маневры Войска можно двигать во вражеские провинции для атаки и оставлять в своих и союзных провинциях для их защиты. Передвинуть войска можно в те вражеские провинции, которые являются соседними вашим провинциям или провинциям ваших союзников, если вы можете провести войска, не используя чужие провинции. Запас хода каждого юнита соответствует расстоянию, которое он может пройти в течение хода. Войска со значением 1 может передвинуться только в соседнюю провинцию, со значением 2 – передвинуться на расстояние двух провинций («через провинцию»), со значением 3 - на расстояние трех провинций и т.д. Бригады, приданные войскам, могут изменять дальность хода юнитов. Транспортировка юнитов морем удлиняет дальность перемещения юнита в течение хода. И т.е. если Пх передвинулся на 2 провинции, а потом «вышел в море», то он может дополнительно переместиться на такое количество м/з, которые составляют дальность движения данного типа кораблей. Один морской юнит может взять на борт 1 сухопутный юнит или 1 бригаду. Переход через отдельные границы провинций, приходящиеся на горные регионы, не возможно. На карте такие участки суши обозначены белой линией. 10.13. Оккупация вражеской провинции Оккупация провинции врага возможна только в том случае, если на момент окончания хода (!) во вражеской провинции будут войска противника и был захвачен город/города этой провинции. Агрессор может воспользоваться фортификационными сооружениями города, если ему удалось его захватить. Даже если не был установлен полный контроль над всей провинцией. Захватчик получает автоматически доход с захваченной территории. О составе построек в провинции/городе игрок узнает от игрока-противника. Захваченная территорию не производит для страны-хозяйки ресурсы и не дает доход. 10.14. Совместные действия В рамках игры страны могут выполнять следующие общие тактические задачи: 1) Совместная оборона. Войска союзников, находящиеся в одной провинции и подвергшиеся удару врага, совместно вступают с ним в бой. Объединенная армия будет в данном случае выступать под титулом той страны, которая является хозяйкой территории. 2) Совместная атака союзных армий в игре не предусмотрена. В данном случае (при наличии соответствующей ситуации) армии двух союзных стран совершают удар каждый в свою очередность. 3) Совместная оккупация вражеской провинции союзными армиями возможна. Формальный оккупант в этом случае определяется по согласованию стран-союзниц, в противном случае провинция будет считаться оккупированной той страной, которая удерживает город провинции. 10.15. Наёмники Наёмники – это юниты, которые можно покупать за деньги, не тратя на их формирование и поддержание материальные ресурсы (х/о, коней и т.п.). В балансе юниты наёмники выделяются значком «*», например СВ* - наёмник-пикинёр Наёмники обладают большей мощью, чем обычные войска, однако их наём и содержание обходится стране не дешево. Отличительной чертой поведения наёмников является то, что при проигрыше сражения, в котором они принимали участие, они покидают нанимателя и уходят. ![]() Любая игра в Дипломатии - это подготовительная стадия к следующей игре Игра - это высшая форма исследования (А. Эйнштейн) Только два стимула заставляют людей работать - жажда заработной платы и боязнь ее потерять (Г.Форд) |