SnowForum » After Action Reports » Чем мы хуже Габсбургов? Гл.1. Эрнст Миролюбивый (1066-1081) »
Serge
AAR-мастер



Чиновник
Барнаул

Подполковник (8)
944 сообщения


Глава 6. Удары судьбы (1102-1115)   15.07.2005 19:16
- Камрады! Прошу прощения - мессиры! Мечта Эрнста Святого и всех прогрессивных австрийцев наконец-то сбылась. Иго ненавистных фон Франкенов свергнуто, и свергнуто бескровно. Теперь мы все - свободные люди. Вы будете подчиняться только мне, а я только - Богу и иногда - его наместнику. - Произнес Леопольд II на пире в честь обретения независимоти

27 августа в честь этого великого события был устроен первый в австрийской истории рыцарский турнир. И хотя победил какой-то левый рыцарь из неизвестной земли, а наш маршал был ранен (но остался в строю), престиж молодого государства поднялся.

Вдохновленные призывом герцога "перейти от нищеты к опрятной бедности", крестьяне в сентябре 1103 собрали отменный урожай, начав применять больше удобрений. Теперь Австрия стала считаться не разоренной, а просто бедной страной.

Но не все наслаждались свободой. Ей были недовольны многие купцы, так как торговлю с имперскими землями стало сложнее вести. Осуждало герцога духовенство - за уклонение от Крестового похода и появившуюся склонность к скептицизму. По мере роста антиправительственных высказываний герцог не выдержал и приказал в ноябре 1105 "вздёрнуть побольше попов и торгашей". Поскольку в отличие от Большого Террора, вешать начали по многочисленным доносам, то погибло много невинных людей. Эти события были оценены как акт бессмысленной жестокости и подорвали авторитет Леопольда II среди горожан и священников. Поначалу Леопольд не придал этому значения, но родственники, друзья и просто коллеги погибших затаили злобу и решили отомстить. Группа священников стали собирать его вольнодумные, а то и просто кощунственные высказывания, которыми герцог обменивался со своим "добрым епископом Генрихом", разделявшем его пренебрежительное отношение к религии. В итоге был написан доносик в Ватикан. 11 ноября 1106 года прибыл папский посланник с письмом от понтифика. Григорий VIII требовал немедленно публично отречься от своих заблуждений, покаяться в грехах, посыпав голову пеплом и выплатить папе 33 тыс. крон за моральный ущерб - как так, сын святого и такое себе позволяет! Благоразумнее всего было чуть поунижаться (престиж-50) и согласиться, но опрометчивый Леопольд на это не пошёл. Правда, вариант Дарьи написать папе то же, что в свое время - императору, тоже был отвергнут как слишком уж опасный. В итоге Леопольд написал папе, что мол, виноват, больше не буду, но только давай без публичной огласки и всяких неприятных процедур. И ущерб я тебе не такой уж большой нанес - не еретик все-таки. Но в любом случае, дескать, прими подарок суммой 11 тыс. крон - просто так, в знак дружбы. В ответ Григорий VIII подписал энциклику со зловещим словом: "ИНТЕРДИКТ"

Леопольд был в шоке. "Какой позор! Хорошо, хоть папа до этого не дожил - не римский, конечно, а мой. Такой был специалист по отлучениям,и тут его родного сына..." Правда, благодаря неплохим дипломатическим способностям себя (8) и Дарьи (10) удалось предотвратить разброд и шатания среди вассалов. Единственным, с кем отношения стали портиться был граф Моравский Рудольф, самый младший брат герцога. Будучи набожным человеком, да ещё и с воинствующими замашками, он не мог простить отступничества. Впрочем, и с ним отношения портились понемногу (-0,5). Как шакалы, свои претензии на "владения богохульника" стал заявлять всякий немецкий графский сброд, и в том числе - тот же Рудольф.

9 января 1108 произошло событие, за которое наверняка отслужили бы тысячи благодарственных молебнов во всех церквах, если б не интердикт. Умер последний зачумленный. Карантин был отменен. Жизнь вновь стала прекрасна.

В этом же году Григорий VIII скончался. Леопольд надеялся, что новый папа - горбатый итальянский старик Тартароне, принявший имя Теодора III, - отменит отлучение, но зря. Став главой католиков, квазимодо в тиаре тут же начал успешную войну против вполне католического Неаполя - первую папскую войну после 1066. Леопольд выразил свою солидарность с трудящимися Неаполя, ведущих справедливую борьбу с воинствующим реакционным клерикализмом, но трудящихся во главе с графом это не спасло.

Впрочем, не только для папы, но и для самого Леопольда, была более серьёзная проблема, чем отлучение - всё тот же болезненный баварский вопрос.
Вопреки надеждам, маленький Герман фон Нордгейм (в 4 главе я его ошибочно назвал Герхардом, недавно исправил - Serge) так и не думал умирать и даже заболевать. Более того, вскоре после Дня Чумной Крысы он обзавелся братом Хуго. К счастью, этот маленький мерзавец в годовалом возрасте заразился чумой и откинул копыта. Зато Герман в 1107 потерял отца и стал герцогом. Теперь убить его стало сложнее.
А вот у его любимых швабских племянников - детях покойной сестры Урсулы и её супруга герцога Фридриха фон Бабенберга, дела шли куда хуже. Старший, Генрих, умер младенцем ещё до рождения дяди Германа. А двое следующих, Вильгельм и Рудольф, заболели чумой. К 1108 Рудольф уже последовал примеру дяди Хуго, а Вильгельм формально был ещё жив, но реально не жил, а существовал в тягость самому себе, т.к. в дополнение к чуме подцепил ещё кишечных паразитов. Да и чума мучала его уже не первый год. Четвертый сын Фридриха - Леопольд, был бастардом и в расчёт не принимался. Нужно было срочно действовать, и Леопольд подействовал 1 августа 1108, едва накопив нужные 113 тыс. крон. Действие успеха не принесло, хоть и осталось нераскрытым. Леопольд всё ещё жил надеждой, и начал копить на новое покушение, хотя до накопления требуемой суммы Вильгельм должен был прожить аж 2,5 года. Чуда не произошло, и 25 февраля 1109 он отмучился. Мечты о наследовании Баварии рухнули.

В марте 1106 после 16-летнего перерыва началась 5 пятилетка с планом накопить 160 тыс., необходимых для строительства библиотеки, под лозунгом "Свободной стране - семь свободных искусств!"
12 ноября 1110 в семье фон Бабенбергов случилась ещё одна смерть - Аделаиды Иерусалимской. Как и предполагалось, святой город перешел к её сыну Фридриху.

Однако Фридриху в это время было совсем не до Иерусалима.
Дело в том, что в 1102г., не выдержав потери Австрии, ненавистный Генрих фон Франкен умер. Его сын, Фредеберт, и без того не гигант мысли, был ещё болен чумой, а потому его военные способности упали до 1, а остальные - до абсолютного нуля. Не мудрено, что лояльность вассалов стала снижаться. Оба герцога фон Бабенберга довольно потирали руки. И тут младший решил действовать.
Фридрих Швабский был на редкость несимпатичным типом. Достоинств у него не было, одни недостатки. Престиж к 1109 был равен минус 291. Мстительный, коварный и подозрительный (из-за своей маниакальной ревности он довёл жену Урсулу до стресса и ускорил её смерть), он как-то парадоксально сочетал позорящую рыцаря трусость и не красящую монарха опрометчивость. Последнее качество оказалось решающим в его судьбе. Не дожидаясь, пока империя начнёт разваливаться, он решил сам инициировать этот процесс. В 1109 императору была объявлена война, хотя провинции Швабии только начали поправляться после чумы, а в столице она ещё продолжалась. К "освободительной войне" подключились лишь несколько мелкокалиберных герцогов и графов. Видя, что Фридриху несладко, войну ему объявил ещё и король Венгерский - отвоёвывать захваченные его дедом Рудольфом у печенегов трансильванские земли. Фридрих не только потерпел поражение на обоих фронтах, но и был искалечен в бою. Ранение привело, кроме того, к тяжелой болезни. Наконец, понимая неизбежность катастрофы, Леопольд впал в сильный стресс. 18 ноября 1112 он скончался в возрасте 36 лет на партизанской базе, ибо к этому времени все его 6 провинций были захвачены: 3 - имперцами и 3 - венграми. (Что за роковой для Леопольда месяц: 1105 - бессмысленные жестокости, 1106 - отлучение, 1110 - смерть Аделаиды, 1112 - смерть Фридриха!)

Наследовал Фридриху его 13-летний брат Адольф, единственный из 5 сыновей и 3 дочерей Леопольда II, переживший отца (Когда он родился, отцу было 50, матери - 42). Поскрываясь недолго по лесам от имперских карателей, Адольф (точнее, его канцлер) 25 февраля 1113 подписал с венграми мир, по которому уступал им все 6 доменных провинций, но сохранял герцогский титул. Выгнав одного из двух оставшихся вассалов, он попытался удержать это графство, но бесполезно. 13 июня он сдался новому императору Вернеру при единственном условии - разрешить ему вернуться к отцу. Ему разрешили, потребовав отречься от всех титулов и претензий.

Леопольд рыдал долго и горько. Всё рушилось. Он столько лет терпел эту жестокую мстительную каргу только ради того, чтобы их сын присоединил к Австрии Швабию. А теперь нет ни сына, ни Швабии. Уплыла Бавария. Духовная катастрофа из-за интердикта. Почти все дети и внуки умерли. А тут ещё какие-то подонки стали распускать ужасную клевету о том, что герцог - трус, и именно поэтому уклонялся от Крестового похода. Только одно радует - сверхдосрочно (2,5 года) выполнена пятилетка. Так держать!

Начав строительство библиотеки, 64-летний Леопольд решил под конец жизни сделать все-таки что-то выдающееся. Его взор обратился на север. И вдруг он увидел очень отрадную картину. 3 чешских провинции - Опава, Острава и Градец-Карлове были захвачены каким-то независимым палестинским эмиратом. (Да, ну и дурь же бывает в КК!!!) Земли были истощены мятежами (по той же причине, что в свое время Иерусалим) и солдат не давали. Для их освобождения двигалось тысячное богемское войско, но... их король Венек Премыслид был 14 лет от роду, а значит он не сможет командовать. А значит - спасибо за помощь при осаде! Летом 1114 года эмирату была объявлена война и в состав герцогских владений к февралю 1115 были включены все три провинции.

Ну всё! Дурость покойного Фридриха частично компенсирована. Теперь можно умирать не то чтобы спокойно (попробуй, умри спокойно без исповеди и причастия!), но хотя бы без мучительной боли за бесцельно прожитые годы. Правда, земли некоторое время ещё будут причинять неудобства - народ за время правления эмира привык к бунтам, лояльность никакая. За полгода после освобождения вввпыхнуло аж 3 восстания. Последнее - в Остраве. Герцог двинул свой полк на подавление. 5 сентября 1115 троекратно превосходящие (количественно, а качественно ещё сильнее) австрийцы атаковали бунтовщиков. Исход был ясен, но герцог очень уж хотел доказать, что он - не трус и опрометчиво кинулся в самую гущу боя. Тут-то его сердце и пронзила стрела.

Отлучённых нельзя было хоронить на кладбище. К счастью, фамильные склепы оговорены не были, так что погибший в 65 лет герцог Австрийский и Палестинский, граф Австрийский, Градов-Карловский, Остравский и Опавский, синьор графов Васского, Шопнорского, Моравского и Пассау, Леопольд II фон Бабенберг после гражданской панихиды, был похоронен рядом с отцом.[Исправлено: Serge, 18.07.2005 17:59]
[Исправлено: Serge, 17.07.2005 18:08]

Для камердинера нет героя, но не потому что последний - не герой, а потому что первый - камердинер.
Гегель
SnowForum » After Action Reports » Чем мы хуже Габсбургов? Гл.1. Эрнст Миролюбивый (1066-1081) »