SnowForum » After Action Reports » Два короля, или еще одна история Реконкисты »
DVolk
Europa Universalis



бюрократ
Москва, Россия

Наполеон (15)
10970 сообщений


Глава 1.   03.06.2008 03:29
Глава 1. О начале царствования Альфонса VI Счастливчика, о нанесенной толедскому эмиру обиде, о двух Господних чудесах и о том, почему короля прозвали Счастливчиком




Королевство Леон в начале правления Альфонса VI

Итак, в конце 1065 года королем Леона был провозглашен Альфонс VI, второй сын Фердинанда I и внук Санчо Гарсиеса III. Путь в Леон был долгим: по дороге король решил объехать свои обширные (ну... не очень-то и обширные, если честно) владения. На вассалов посмотреть, себя показать, невесту найти, заодно и свадебный налог сразу собрать, чтобы подданным потом лишний раз в столицу не ездить.

Поиск невесты затянулся надолго, и лишь 4 января 1067 года Его Величество Альфонс VI прибыл в Леон. С ним вместе прибыли и советники: канцлер Тереза де Норьега, управляющий Рамиро де Амайя и маршал Менендо Кабеса де Вака. Все – дворяне без земли и родословной и потому беззаветно преданные новому королю. Тогда же в Леон прибыла и будущая королева – 16-летняя Химена де Леон, дочь графа Овьедо. В качестве свадебного подарка жениху досталось 60 реалов, невесте – диплом мастера интриги и пост тайного советника. Не знаю, что там Ее Величество тайно советовали Его Величеству, и какие именно интриги они вдвоем плели, но, видимо, советы пошли впрок: уже 10 мая было официально объявлено о высочайшей беременности.

30 июня того же года Альфонс VI объявил войну шейху Молины. (Этот неверный мало того, что владел единственной провинцией на границе с христианами, так еще и ухитрился что-то не поделить с эмиратом Толедо). Ровно через месяц в столицу пришло известие о великой победе христианского воинства и запланированном отходе на заранее подготовленные позиции перед лицом многотысячной армии мавров. То есть, арабские источники, конечно, врут про якобы понесенное Альфонсом поражение при четырехкратном численном превосходстве, но кто ж им верит, этим нехристям.

15 октября изрядно потрепанная, но не сломленная леонская армия вновь подошла к стенам Молины и храбро присоединилась к начатой толедским эмиром осаде. Осада затянулась до 23 ноября. То есть, шейх Молины давно был бы рад сдаться на милость победителя, только вот сами победители все никак не могли решить, кто именно должен получить город. В конце концов, хитрость Альфонса превзошла силу Яхьи аль-Мамуна да-ль Нуна, город открыл ворота христианам, и раздосадованному эмиру пришлось убраться восвояси со смутным ощущением того, что его где-то надули.

Возвращаться к беременной жене не хотелось, поэтому Альфонс решил продолжить богоугодное дело истребления неверных и двинулся на Альбаррасин. В разгар осадных работ в лагерь пришло известие о рождении наследника (назвали Гарсией в честь прадедушки). Воодушевленная таким успехом своего короля армия удвоила усилия и уже 18 июня 1068 года Альфонс VI наконец-то смог вернуться домой. Встречу любящих супругов описывать не буду, т.к. форум читают дети, скажу лишь, что через 9 месяцев королева родила второго сына Бернардо, а вскоре стала ждать и третьего ребенка.

* * *


В январе 1070 года король Альфонс вновь собрался в поход. "Дабы освободить от неверных Сарагосу и Калатаюд" – записал придворный летописец. "А то они, упаси Господи, братцу Санчо достанутся" – объяснил Альфонс жене. Но этим планам не суждено было осуществиться в полной мере. 1 апреля до эмира Толедского наконец-то дошло, как крупно его накололи с Молиной, и он почему-то захотел отомстить. Неисчислимое войско (это по хроникам. По сохранившимся платежным ведомостям – около 2 тысяч человек) вторглось в пределы королевства Леон и осадило Молину.

- Вот тебе и на. – огорчился Альфонс. – Я и не знал, что эмир такой обидчивый. Что ж делать-то...? Осаду снимать жалко, Калатаюд уже почти пал. Ваши предложения, сеньоры? Как нам быстро взять этот проклятый город?

- Взять штурмом! Затопить водой! Заморить голодом! Забросать тухлой свининой! – посыпались одно за другим предложения.

- Не то, все не то. Штурм – опасно, голод – долго, свинину мы всю уже и сами съели.

- Выбомбить стратегами инфру, сточить тактиками организацию и сбросить воздушный десант! – выдвинул свое предложение маршал.

- Ага, и пройтись штурмовиками по отступающим – кивнул Альфонс. – Одна беда, инфраструктуры тут еще лет восемьсот не будет, бомбить нечего. Хм... Э-э-э... О чем это мы?

- Э-э-э... не помню. Затмение какое-то нашло. – смутился Менендо. – Может, диких львов на город натравить?

- Да откуда мы возьмем... начал было король, и вдруг запнулся. – Ха, а ведь отличное предложение! Казначея сюда, живо!

Ох, не зря современники считали Альфонса дворцовым призраком. 12 апреля на город (точнее, на карманы возглавлявшего гарнизон верховного визиря эмира) натравили целую стаю львов, отчеканенных на леонских монетах. Визирь такой атаки, естественно, не выдержал, и Калатаюд стал еще одним городом в королевском домене.

Между тем, сиятельный эмир Яхья аль-Мамун изнывал от безделья.

- Чем бы мне сегодня заняться – размышлял он. – Христианских девственниц я уже насиловал, шербет из крови христианских младенцев пил...

- Может быть, принести в жертву Перуну и Магомету сотню христианских пленных? – услужливо подсказал визирь.

- Скучно, все слишком скучно лениво отмахивался эмир. – О Аллах, хоть бы произошло что-нибудь. Вылазка там какая-нибудь, или иное развлечение...

Если кто-то сомневается в правдивости моего рассказа – то уверяю вас, именно так мавры и проводили время, все источники (христианские) это подтверждают.

16 мая Аллах, наконец, откликнулся на мольбу повелителя правоверных - к Молине подошла армия Альфонса VI, по численности превосходившая мусульман раза в полтора. Напрасно эмир кричал, что он имел в виду совсем другое, напрасно призывал Шайтана сожрать печень нечестивого Аль Фонсо – его армия в панике бежала. 21 мая состоялось еще одно успешное для христиан сражение, и 27 июня враги заключили перемирие. Не выдержавший такого потрясения эмир Яхья аль-Мамун да-ль Нун вскоре отправился к Аллаху, дабы лично узнать о причинах такого благоволения к неверным, да так оттуда и не вернулся. Новым эмиром Толедо стал Яхья аль-Кабир да-ль Нун. Ну а Альфонс VI продолжал жить и здравствовать, назло врагам и на радость жене.

* * *


Жизнь вернулась в привычное русло. В провинции крестьяне бросали землю, разоренное хозяйство восстанавливалось, а восстановленное – снова разорялось. Мавры крестились при помощи доброго слова и арбалета. Однажды дворяне потребовали право первой ночи, на что получили категорический отказ. В сохранившемся до наших дней ответе сказано: "...Добиваться расположения женщины при помощи феодальных пережитков – недостойно настоящего кабальеро. И вообще, берите пример со своего короля. У него без всякого там права наследники один за другим рождаются". (1070 – Нуньо, 1072 – Мартин, 1075 – Ансуро, действительно, было чему поучиться). Как следует из источников, дворяне таки взяли пример с монаршей четы и примерно через год управляющий Рамиро отрапортовал об увеличении населения нескольких провинций.

Из неприятных же событий того времени стоит отметить разве что распространение насквозь клеветнических памфлетов, прославлявших Его Величество как труса.

В 1075 году возобновилась война с эмиратом Толедо. Сообщения источников об этой войне крайне скудны (то бишь, я забыл сохранить history – Д.В.). По сохранившимся сведениям, численность вторгшихся в Леон мавров примерно в полторы тысячи раз превышала численность леонской армии, а каждый рыцарь перед своей геройской гибелью убивал не менее сотни врагов. Однако достоверно известно, что после взятия Молины и Сарагосы мавры повернули на восток, и пока они осаждали Альбаррасин с Калатаюдом, Альфонсу удалось вернуть Сарагосу и осадить Толедо, у стен которого и произошло решающее сражение.

* * *


Битва у Толедо длилась третий день. Силы противников были примерно равны, потери с обеих сторон - огромными. Сдаваться никто не хотел – соскучившийся без гарема эмир желал побыстрее вернуться в свою столицу, ну а Альфонс... А Альфонсу просто некуда было отступать. Под стенами Толедо была собрана вся его армия без остатка, в случае поражения новую взять было просто неоткуда. Мавры постепенно брали верх, королевство было обречено.

Вечером третьего дня невеселые размышления Альфонса над бу... то есть, над картой, были прерваны криком оруженосца.

- Ваше Величество, произошло чудо!

- Что, враги отступают? Землетрясение разрушило стены города? Господь поразил эмира молнией? Мавры сошли с ума и перепились вином? – вяло поинтересовался Альфонс.

- Нет, Ваше Величество. Прибыл посол эмира с предложением о мире. Епископ интересуется, посла сразу на кол посадить или сперва повесить?

- Господь всемогущий, славны дела твои! – Вслед за королем, на колени пали и все присутствующие в шатре собу... э-э-э.. все члены генштаба. – Посла накормить, напоить... хотя нет, поить не надо, обидится. И передать мое согласие. И быстро, быстро, пока эмир не передумал!

Мир был заключен. Конечно, благочестие короля Альфонса в глазах христианского мира несколько упало, но это его мало беспокоило.

- Вернусь домой, и сразу построю церковь. Или даже две церкви. Или нет, все-таки одну, но с куполом. Вот как только нужный тех откроется, так и построю – отвечал король укорявшему его епископу. – Но если Вы, отец мой, так настаиваете – можете отправляться сражаться с маврами в одиночестве.

* * *


Возвращение домой было безрадостным. Через 10 лет правления Альфонса королевство оказалось в том же самом состоянии, в каком оно было при его воцарении – те же 2 доменные провинции и те же три вассала – графа. Все прошлые успехи перечеркнула одна неудачная война.

- Господь явил чудо! – такими словами встречала Альфонса жена.

- Знаю, знаю, я уже обещал построить церковь во искупление своего греха – отвечал Альфонс.

- Та-а-а-к. Это какой такой грех ты собрался искупать? – Если бы в XI веке изобрели термометр, он бы в этот момент упал до отметки, близкой к точке замерзания водорода.

- Ну, как какой? Примирение с маврами. – удивлению Альфонса не было предела, его супруга, при всех своих недостатках, заметной набожностью никогда не отличалась, и такой реакции он никак не ожидал.

- При чем тут мавры? – теперь настала очередь удивляться Химене. - Я говорю про христиан.

- Так, стоп. – Альфонс мысленно досчитал до скольки умел. - Я заключил мир с маврами. Это чудо номер один. Но, как я понимаю, произошло и чудо... э-э-э... – он покосился на управляющего. Тот кивнул:

- Номер два, Ваше Величество.

- Ну да. Какое второе чудо произошло?

- По важности оно не второе, а первое. Даже самое наипервейшее. Умер Санчо.

- Ну умер, ну и земля ему... – начал было Альфонс, но тут до него начал доходить смысл сказанного. – То есть, погоди, какой именно Санчо? У нас в семье их больше, чем Иванов у Рюриковичей.

- В семье, может быть, их и много, а вот брат Санчо у тебя один. Санчо Кастильский. Помнишь, ты ему как-то желал долгих лет жизни и много-много дочерей? Ну, твое пожелание сбылось ровно наполовину. Дочерей было действительно много. Аж целых две. Поэтому, дорогой, ты теперь...

- Король Леона и Кастилии! – Только теперь Альфонс понял, почему над городом развивался такой странный флаг, в котором привычные леонские львы чередовались с кастильскими замками.

Вот так король Альфонс VI и вошел в историю под прозванием "Счастливчик".

* * *


PS: Камрады, честное слово, я здесь ни при чем. Санчо Кастильского я не убивал. Он совершенно самостоятельно влез в мои разборки с Севильей, получил трейтс "израненный", ну и, видимо, погиб в сражении, а сыновей не оставил. И, судя по предыдущей моей учебно-тренировочной игре, это не такой уж и редкий случай. Тогда Санчо тоже умер без наследников, правда, уже в чине герцога Кастильского, а не короля (титул я у него тогда отобрал).

Кстати, в реальной истории король Кастилии Санчо II Сильный умер бездетным в 1072 году, и ему действительно наследовал Альфонс VI.

Ну а событие "Произошло чудо – враг согласен на примирение" за Леон при войне с иберийскими маврами выскакивало очень часто. Просто никогда еще оно не было столь своевременным. Вот так вот поиграешь в КК - поневоле уверуешь в то, что Бог помогает христианам. Пусть даже и игровым. :-)[Исправлено: DVolk, 03.06.2008 03:39]
Каков бы ни был предмет спора, разумное доказательство имеет больший вес, чем ссылка на целый список авторитетов. (Пьер Абеляр)
Многие склонны путать два понятия: «Отечество» и «Ваше превосходительство». (Салтыков-Щедрин)
SnowForum » After Action Reports » Два короля, или еще одна история Реконкисты »