SnowForum » Творчество » Попробую воспользоваться идеей Istoma1979/Tang »
Istoma1979
Рыцарь



Госслужба
Российская Федерация

Регент (15)
18924 сообщения


Бунин & Толстой.   20.11.2011 02:28
Snarck:"Толстовцем" Иван Бунин не был, за исключением короткого периода в юношеские годы.

Толстовцем взял в кавычки... :-)
(Не по сути, но по духу.)
Была у Бунина подобная выдержка в одном интервью когда он жил в эмиграции.
"Да, интересовался буддийской идеологией (хотя был толстовцем), но переболел этим ещё до начала 20 века.
И после этого, если у меня и появляется буддизм, то как элемент. Как одна из сторон противоречия."
(Я конечно могу ошибаться, но последующие слова в предложении не надо относить к словам в скобочках.)

В советских учебниках писали, 1893-1894 годы Бунин испытал сильное воздействие идей и личности Л.Н. Толстого; был толстовцем.
Видимо когда Бунин спустя несколько лет встречался с литературным бомондом он уже не был толстовцем.
(А вот воспоминания Бальмонта, Чехова, Короленко и Брюсова говорят об обратном.)
Спойлер:


Так, с чего всё началось.
Бунин:
"Вообще, — всё то прекрасное, что я встречал в детстве, отрочестве, молодости, кажется, никогда не удивляло меня, — напротив, у меня было такое чувство, точно я знал его уже давно, так что мне оставалось только радоваться встрече с ним. Такова была, например, моя первая встреча с горами, с морем, первый взгляд на великолепно-синий, дышавший свежими утренними парами морской залив, внезапно ударивший мне в глаза перед Севастополем, в окно вагона, захватил, помню, всю мою душу, потряс меня истинной и высокой радостью. Но радость эта ничуть не была смешана с изумлением, — это, повторяю, была только радость встречи с чем-то давно знакомым и любимым, с частью моего собственного существования. И так же встретился я и с произведениями Толстого при первом чтении их."

Бунин-юноша создал у себя в голове непостижимый образ великого писателя(недоступного и всеобъемлющего),
поэтому он мечтал только об одном: хоть разок увидеть, хоть мельком … поговорить с Львом Николаевичем.
Спустя многие месяцы нравственной подготовки, наконец, Бунин седлает лошадь и скачет к Толстому в Ясную Поляну.
В дороге у Бунина начинается истерика, сквозь потоки слёзы он доезжает до Ефремова.
Там безуспешно пытается заснуть, но за ночь Бунин ещё больше измучил себя. Утром тактическое отступление домой.
Первая неудача не уменьшила желания Бунина. Он встречается с Клопским(повесой и аферистом), который пользовался
мифом, что он толстовец, чтобы привлекать к своей посредственности излишние взгляды.

Бунин о Клопском:
"Это был высокий, худой человек в длинных сапогах и в блузе, с узким серым ликом и бирюзовыми глазами, хитрый нахал и плут, неутомимый болтун, вечно всех поучавший, наставлявший, любивший ошеломлять неожиданными выходками, дерзостями и вообще всей той манерой вести себя и разговаривать, которую он наиграл себе и при помощи которой он довольно сытно и весело шатался из города в город."

Бунин решает съездить в колонии толстовцев на Украине, пытается, в целях опрощения заняться физическим ремеслом.
Сначала посещает колонию толстовцев под Полтавой, а потом едет в Сумский уезд в село Павловка(к "малеванцам"),
по своим взглядам близким к толстовцам. Потом Бунин путешествует к толстовцам хутоpа Хилково.

Тот кто жаждет всем сердцем рано или поздно достигает желаемого. ;-)
Бунин собирается с мужеством и посылает Льву Николаевичу вместе с письмом оттиск своего рассказа "Деревенский эскиз"("Танька").
Бунин:
"Не удивляйтесь, что получите при этом письме брошюрку ... Посылаю её Вам, как человеку, каждое слово которого мне дорого,
произведения которого раскрывали во мне всю душу, пробуждали во мне страстную жажду творчества."

Лев Николаевич, видимо, был ранее знаком с творчеством Бунина.
(Толстой хорошо отозвался о бунинском стихотворении "Не видно птиц. Покорно чахнет..." и рассказе "Счастье".)

Бунин первым местом встречи с Толстым выбирает Москву, известный дом в Хамовниках.
Бунин:
"Лунный морозный вечер. Добежал, стою и едва перевожу дыхание. Кругом глушь и тишина, пустой лунный переулок. Передо мной ворота, раскрытая калитка, снежный двор. В глубине, налево, старый деревянный дом, некоторые окна которого красновато освещены. Ещё левее, за домом, большой сад и над ним тихо играющие разноцветными лучами сказочно прелестные зимние звёзды. Да и всё вокруг сказочное. Какой особый сад, какой необыкновенный дом, как таинственны и полны значения эти освещенные окна, за которыми — Он, Он. И какая тишина, что слышно, как колотится сердце — и от радости, конечно, и от страшной мысли: а не лучше ли поглядеть на этот дом и убежать назад."

Бунин о встрече с Львом Николаевичем:

"Большой, седобородый, слегка кривоногий старик в широкой, по домашнему сшитой блузе из серой бумазеи, в таких же штанах, больше похожих на шаровары, и в тупоносых башмаках. Быстрый, лёгкий, страшный, остроглазый, с насупленными бровями. И быстро идёт прямо на меня, — меж тем как я всё-таки успеваю заметить, что в его походке, вообще во всей посадке есть большое сходство с моим отцом, — быстро (и немного приседая) подходит ко мне, протягивает, вернее, ладонью вверх бросает большую руку, забирает в неё всю мою, мягко жмёт и неожиданно улыбается очаровательнейшей улыбкой, ласковой и какой-то вместе с тем горестной, даже как бы слегка жалостной, и я вижу, что эти маленькие глаза вовсе не страшные и не острые, а только по-звериному зоркие, хотя и в них есть что-то жалостное и горестное."

Лев Николаевич налагает запрет на "опpощение Бунина до конца" и "уход к толстовцам".
Толстой объяснил Бунину, что нельзя "ломать себя", что "во всякой жизни можно быть хорошим человеком".
Толстой в письме Бунину:
"Не думайте тоже о форме жизни, иной, более желательной: все безразличны. Лучше только та, в которой требуется наибольшее напряжение духовной любовной силы."

Трагедия Льва Николаевича...

Иван Львович Толстой - любимый сын Льва Николаевича Толстого.
(Последний сын Толстого был копией своего отца.)
Гордый взгляд, серо-голубые глаза, видящие и понимающие больше, чем он мог выразить словами.
Лев Николаевич подтвердил, что именно этот сын будет продолжать его дело на земле после его смерти, "дело любви к людям".
Ванечка умер в Москве от скарлатины в семилетнем возрасте.

Толстой Бунину о смерти Ванечки:
"Смерти нет. Смерти нет, он не умер, раз мы любим его, живём им."

Бунин восхищался и преклонялся перед величием Льва Николаевича всю свою жизнь, всегда ставил Толстого выше всех писателей.
И здесь проявилась "отеческая опека" Льва Николаевича, он умело развернул "водяную гладь" возмущения на себя.
Бунин был очень язвительным и нетерпимым человеком по отношению к литературной братии.
Лев Николаевич это сразу понял и сделал довольно хитрую вещь, на "случайной" встрече литераторов в редакции "Посредника"
обмолвился о том, что "критиканство и злобность" Бунина его "заслуга" ... С тех пор негативные высказывания Бунина о других
литераторах стали воспринимать как последствия дурного влияния "опасного старика".
Поэтому ничего не помешало стать Ивану Алексеевичу почётным академиком Российской Академии наук по разряду изящной словесности.
(И получать Золотые Пушкинские медали.)

Добавлю выдержку из цитируемого интервью Бунина.
Бунин:
"Для меня был богом Л.Н. Толстой."

Толстой был для Бунина(по сути) смыслом его жизни.
Бунинское "Освобождение Толстого", парижское издание 1937 года.
Лев Николаевич представлен у Бунина мессией - "живым богом", сравнимый лишь с единицами.

Бунин:
"...Как философ, как моралист, как вероучитель, он для большинства всё ещё остаётся прежде всего бунтарём, анархистом, невером. Для этого большинства философия его туманна и невразумительна, моральная проповедь или возбуждает улыбку ("прекрасные, но нежизненные бредни"), или возмущение ("бунтарь, для которого нет ничего святого"), а вероучение, столь же невразумительное, как и философия, есть смесь кощунства и атеизма. Так всё ещё продолжается, хотя и в несколько иной форме, то отношение к нему, которое было когда-то в России. Только одна "левая" часть этого большинства прославляет его - как защитника народа и обличителя богатых и властвующих, как просвещенного гуманиста, революционера: отсюда и утверждается за ним титул "мировой совести", "апостола правды и любви"...
... "Политика, говорил Гёте, никогда не может быть делом поэзии"...
...Мог ли быть политиком великий поэт Толстой, душа, с детства жившая стремлениями к "важнейшему" ("ничего нет в жизни верного, кроме ничтожества всего понятного мне и величия чего-то непонятного и важнейшего"), чувством тщеты и бренности всех земных дел и величий? - "Он обличал всё и вся". Но и Христос обличал. Только он же и говорил: "Царство моё не от мира сего". И Будда обличал: "Горе вам, князья властвующие, богатые, пресыщенные!"

Величие духа Толстого, пламенная, полная любви и переживаний душа, художественная мощь, красота слога - всё это, считал Бунин,
воплотилось в произведениях писателя Толстого. Но не только это, сама жизнь Толстого(по мнению Бунина) была ярким примером.
Молодой Лев Николаевич хотел быть самым богатым в мире, самым великим в мире, самым счастливым в мире...
Прошли годы, Толстой откажется от финансовых благ, будет тяготиться светской и общественной славой, обратиться с просьбой к тем
кто рядом: похоронить его в самом простом гробу, без последних речей, памятников и крестов, могильных надписей, похоронить на том
самом месте, где Лев Николаевич в детстве искал "зелёную палочку" - символ братства и счастья на всей земле...

Бунин:
"Смерти нет. Увы, всё-таки в те страшные дни, когда он скончался в Астапове, я плакал о нём так отчаянно, как плакал всего два-три раза в жизни."

(Счастье для мировой литературы, что Бунина удержали от опрометчивых поступков.)
Бунин в телеграмме Софье Андреевне:
"В невыразимой скорби, благоговейно целую Вашу руку и ту священную землю, что приемлет прах погибшего."


Молодой Бунин иногда высказывал мысль переписать "Анну Каренину", сократив(убрав "лишнее") местами роман.
Но с прожитыми годами Бунин становился мудрее, он стал лучше понимать диалектную лексику.
Спойлер:

И более того, с накоплением жизненного опыта у Бунина возрастало неимоверное восхищение
мастерством Толстого-художника, Толстого-литератора.
Предчувствуя собственную смерть Иван Алексеевич Бунин встаёт с кресла и наизусть читает сцену встречи
Анны с Вронским на вокзале во время метели. Читает и навзрыд плачет, потрясённый исполинской и невероятной
силой толстовского гения ... это было за несколько дней до смерти Ивана Алексеевича.
Последние несколько месяцев своей жизни Бунин работал над литературным портретом Чехова, но он страстно хотел
прикоснуться уходя из жизни к тому прекрасному, что полюбил всем сердцем - к творчеству Толстого.
Умер Иван Алексеевич Бунин во сне в два часа ночи с 7 на 8 ноября 1953-го года в своём доме в Париже.
Согласно воспоминаниям очевидцев, Бунин лежал на кровати и левой рукой прижимал к груди роман Толстого "Воскресение".

Константин Паустовский:

"Во Франции умер замечательный русский писатель - писатель классической силы и простоты - Иван Алексеевич Бунин.
Он умер под чужим небом в ненужном и горьком изгнании, которое он сам создал для себя, в непереносимой тоске по России и своему народу.
Кто знает, сколько отчаяния от этой разлуки перенёс наедине с собой этот внешне спокойный и сдержанный человек.
Не будем судить Бунина. Не стоит вспоминать его роковую ошибку. Не это важно сейчас.
Важно то, что он наш, что мы вернули его нашему народу, нашей русской литературе, и отныне он займёт в ней то высокое место, которое ему принадлежит по праву."
SnowForum » Творчество » Попробую воспользоваться идеей Istoma1979/Tang »